Тенденции развития Интернета в России по данным TNS

Аналитической группой ТАСС-Телеком на основе данных проекта TNS Web Index, проводимого исследовательским центром TNS Россия, подготовлен рейтинг популярности сайтов Рунета и обзор тенденций развития Интернета". Редакция ТАСС-Телеком благодарит компанию TNS Россия за предоставление аналитической нформации по проекту TNS Web Index для подготовки данного рейтинга.
  • В среднем в России 31% интернет-пользователей выходят в Сеть хотя бы раз в сутки, 54% - один раз в неделю и 59% — хотя бы один раз в месяц.
  • К 2015 году количество активных пользователей Интернета в России составит 80 млн. человек. Сейчас это число составляет около 50 млн. пользователей.
  • Тройка самых посещаемых сайтов в Рунете - Яндекс (его посещают 81,1% интернет-пользователей Рунета), Vkontakte (77,8%) и Mail.ru (73,5%).
  • Видеохостинг Rutube, социальная сеть Vkontakte и новостной портал Lifenews – лидиры роста в Рунете: их доли пользователей в июле 2011 г. к июлю 2010 г. увеличились соответственно на 12,7, 7,0 и 6,9 процентных пункта.

Стабильный рост числа пользователей Интернета в России является основной стабильного роста многих видов интернет-бизнеса и других видов деятельности, связанных с использованием глобальной Сети — от поиска и размещения частных объявлений до дистанционного обслуживания высокотехнологичных промышленных систем в online-режиме. В ближайшие 3-4 года увеличение числа интернет-пользователей в России продолжится вследствие и естественных, и вынужденных факторов развития экономической и социальной среды.

Сейчас месячная аудитория Рунета приблизилась к отметке в 50 млн. интернет-пользователей, что составляет примерно 43% взрослого населения страны. К активным пользователям (то есть к тем, кто выходит в Сеть хотя бы раз в сутки) относятся три из десяти посетителей Интернета (более 31% пользователей). Хотя бы раз в неделю выходит в Интернет фактически каждый второй (54%) пользователь Сети.

Недельная активность пользователей Интернета из крупных городов превышает среднее значение по стране (54%): в Москве 62% пользуются Интернетом минимум 1 раз в неделю, в Санкт–Петербурге — 61%, в Екатеринбурге и Новосибирске — по 59%.

Рост месячной аудитории Интернета в России составляет в среднем 8-10% в год (в 2010 г. – 8%). При этом количество активных пользователей увеличивается гораздо быстрее - на 14–16%. Это в целом отражает не только количественную, но и качественную тенденцию развития структуры посещаемости Сети – уверенный рост числа активных пользователей на фоне умеренного темпа роста общей численности пользователей Интернета.

Уровень проникновения Интернета различается по федеральным округам. В Северо-Западном округе проникновение составило 51%, в Центральном – 42%, в Уральском – 38%, в Приволжском – 34%, в Сибирском – 34%, в Южном и Северо-Кавказском – 33%, в Дальневосточном – 30%. В мегаполисах, а также в городах с населением от 100 до 500 тысяч человек уровень проникновения Интернета достигает 50%. По-прежнему значительная часть интернет-пользователей проживает в Москве и Санкт-Петербурге, однако сохраняется тенденция роста аудитории в городах меньшей численности.

При сохранении текущих тенденций в развитии и распространении Интернета число пользователей в России увеличится к 2015 году на 30 млн. человек. При этом примерно 45 млн. человек (56% от всей интернет-аудитории) будут пользоваться Сетью ежедневно. К концу 2014 года численность интернет-пользователей в России составит около 80 млн. человек, или 70% населения страны старше 18 лет.

К 2014–2015 годам уровень проникновения Интернета среди молодого и активного населения (до 44 лет), особенно в крупных городах страны, достигнет максимальных значений в 97–99%.

Число интернет-пользователей будет расти, во-первых, за счет населения регионов, во-вторых, за счет вовлечения населения в возрасте старше 40 лет. Безусловное влияние на этот процесс окажут развитие и появление новых технологических баз для обеспечения доступности Интернета, более жесткая конкуренция на "розничном" интернет-рынке в регионах, снижение цен на доступ и усиление ценовой дифференциации. Все эти факторы и сейчас определяют популярность тех или иных массовых интернет-ресурсов, влияют на оптимизацию их контентных и тематических структур, разработку и применение технологий поиска и обработки данных, маркетинговых тактик и стратегий.

В рейтинге тридцати наиболее популярных интернет-сайтов первые позиции занимают поисковые сервисы и социальные сети. Популярность сайтов измеряется в процентном отношении количества посещений портала ко всей интернет-аудитории.

Наиболее популярным (на июль 2011 года) российским поисковым сервисом является Яндекс - сайтом пользуются 81,1% интернет-пользователей, 73,5% обращаются к Mail.ru и только 21,4% - к поисковым ресурсам Rambler. Более динамичным (по отношению к июлю 2010 года) выглядит привлечение пользователей у Яндекса. Так, Яндекс увеличил свою долю среди пользователей на 3,8 процентных пункта, в то время как Mail.ru - на 2,1 п.п. Позиции и динамика прироста долей поисковиков (Яндекс, Mail.ru и Rambler), по данным за 7 месяцев текущего года, остаются стабильными - 81,4% (прирост 3,7 процентных пункта), 74,9% (1,3%), 26,1% (5,6%). Яндекс включает 37 основных проектов (разделов), Mail.ru - 34 проекта, Rambler - 30 проектов.

Категория "Блоги и социальные сети" является второй категорией по популярности после поисковых сервисов. Около 20 млн. человек посещают сайты социальных сетей ежедневно, блоги ежемесячно посещают порядка 22 млн. пользователей.

Наиболее популярной социальной сетью Рунета является сайт vkontakte.ru — в среднем за месяц его посещают 23,4 млн. человек (77,6% аудитории Рунета) и более 12 млн. посетителей ежедневно. Количество месячных посещений ресурса за год возросло на 6,8%. Далее следует проект odnoklassniki.ru — его посещают порядка 18 млн. человек в месяц (7,4 млн. человек ежедневно). В социальную сеть "Мой Мир" Mail.ru обращаются в среднем 18,3 млн. человек (и 4,7 млн. человек ежедневно). По динамике прироста доли интернет-пользователей сайт vkontakte.ru опережает сайт odnoklassniki.ru: к июлю 2010 года эти ресурсы показали прирост – 7 п.п. и 3,9 п.п соответственно.

Наиболее популярным сервисом блогов остается livejournal.com - в июле текущего года его посетили более 10,8 млн. человек и в среднем 1,6 млн. человек за день. Далее следует сайт liveinternet.ru с месячной посещаемостью 6,6 млн. пользователей и 0,5 млн. ежедневно, Блоги@Mail.ru — 3,3 млн. человек в месяц и ежедневно 0,2 млн. посетителей, а блог-сайт Я.ru (Яндекс) — 3,9 млн. посетителей в месяц и 0,3 млн. в день.

Наиболее резкий рост количества посетителей среди сайтов Рунета отмечается у хостингов с роликовыми видео пользователей Интернета (Rutube.ru и Tvigle.ru), социальных сетей (Vkontakte.ru) и новостных порталов с активным видеосопровождением (Lifenews.ru).

Методологическая записка

Проект подготовлен по данным панельного исследования "TNS Web Index: аудитория интернет-проектов", а также на основе данных исследования Фонда "Общественное мнение". Рейтинг отражает популярность сайтов, измеренную количества посещений порталов ко всей интернет-аудитории (в процентном отношении, по данным отчетов TNS Web Index на июль 2011 и 2010 годов и январь–июль 2011 и 2010 годов).

Генеральной совокупностью являются пользователи Интернета (30,418 млн. человек), выборочной совокупностью (online-панель) — 11,371 млн. человек). Регионы обследования — Россия, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Новосибирск.


На нашем сайте доступны разделы, посвященные займам, МФО, банкам России, а также методы подписки и отписки от кредитных услуг, к примеру, отписаться от платных услуг Bonon. Помимо этого, мы предоставляем актуальную информацию о курсах валют. Эти материалы предназначены для улучшения вашего понимания финансовых процессов и поддержки в принятии важных экономических решений.